Главная
Доска объявлений
События Пресс-релизы Специальные предложения
Эксперты Тренинговые курсы Консалтинговые продукты
Исследования
База сертификатов
Форум



Субконтрактация и аутсорсинг

В последние годы развитие малого предпринимательства выявило ряд негативных тенденций, связанных с сокращением числа малых предприятий, уменьшением численности занятых в этой сфере, перемещением мелкого капитала из производства в сферу преимущественно торгово-посреднических операций, непропорционально низким (в сравнении с имеющимся потенциалом) развитием малого предпринимательства в сфере инновационного бизнеса и др.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в России, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей малых предприятий. Поэтому в сложившихся условиях необходимо уделить особое внимание созданию действенных механизмов интеграционного сотрудничества малого и крупного бизнеса.
Крупный бизнес представляет собой один из важнейших элементов внешней среды малого предпринимательства, значимость которого определяется:
•во-первых, его ведущей ролью в рыночной системе;
•во-вторых, крупные предприятия обладают колоссальным потенциалом поддержки малых фирм, что реализуется через широкий спектр форм хозяйственной интеграции.
Однако было бы неверным считать, что такое сотрудничество носит односторонний характер: от крупного — малому. В условиях рынка без взаимной выгоды любая форма интеграции обречена на провал. Используя гибкость, маневренность малых хозяйственных единиц, крупные предприятия имеют возможность повысить эффективность своего производства, наладить новые сбытовые каналы, освоить и внедрить передовые технологии. Все это подтверждается мировым опытом. «Экономика западных стран базируется на двух основаниях — на крупных организационно-хозяйственных структурах, с одной стороны, на малом бизнесе, — с другой. Первое придает ей стабильность и управляемость, открывает путь к широкомасштабной реализации научно-технических новаций; второе создает конкурентную среду, обеспечивает производству гибкость и индивидуализацию».1
Следует оговориться, что под интеграцией (лат. integratio — восстановление, восполнение; integer — целый) понимается объединение экономических субъектов, углубление их взаимовлияния, развитие связей между ними2. Также термин интеграция можно трактовать как процесс экономического взаимодействия, приводящий к сближению, взаимному проникновению, переплетению объемов деятельности, ресурсов и управленческого потенциала двух или нескольких хозяйствующих субъектов в экономическую систему, осуществляющую свою деятельность на основе экономического и производственного сотрудничества. Основной целью интеграции является повышение эффективности деятельности интегрирующихся хозяйствующих субъектов.
В начале 90-х годов в ходе происходящих по всей стране приватизационных процессов малые предприятия активно использовались руководством крупных компаний прежде всего для сокрытия значительной части доходов. Это позволяло:
•во-первых, через налоговые льготы, предоставленные малым предприятиям, уменьшать суммы налоговых платежей в бюджет;
•во-вторых, «обналичивать» денежные средства, используемые в дальнейшем руководством крупного предприятия главным образом для личного потребления;
•в-третьих, провести приватизацию крупного предприятия в интересах его руководства. По этой схеме на малом предприятии аккумулировались денежные средства за счет проведения фиктивных или убыточных для крупной компании операций. На долю же крупного предприятия оставались все расходы, которые и доводили его до требуемого состояния «видимого» банкротства. Впоследствии данное малое предприятие ликвидировалось, а все укрытые на нем доходы переводились в уставный капитал другой малой фирмы, учредителями которой выступали уже руководитель крупного предприятия с группой помощников. Используя полученные таким образом денежные средства, они приобретали контрольный пакет акций крупной компании. Эта схема получила в дальнейшем название «номенклатурной», или «директорской» приватизации.
В большинстве случаев деятельность малых предприятий была частично или полностью нелегальна: они не могли показать затраты, относящиеся к оказанным услугам, а также объяснить, куда делись полученные деньги. С этим связан и их небольшой «срок жизни»: функционируя несколько месяцев, они затем «исчезали», не представляя никаких отчетов в налоговые органы. В дальнейшем на подобных малых предприятиях замыкались все нестыковки товарных и финансовых потоков.
Очевидно, интерес крупных предприятий к малым был обусловлен, прежде всего, возможностью маневрирования «теневым» финансовым капиталом, что никак не связано с формированием нормальных хозяйственных связей. В настоящее время ситуация практически не изменилась, крупные коммерческие структуры продолжают использовать малые предприятия для сокрытия части своих доходов и оптимизации налогообложения. Нельзя говорить о полном отсутствии подлинного сотрудничества малого и крупного бизнеса, но характер этих отношений во многом искажен в результате засорения рынка различными обманными технологиями, что способствует дальнейшему разбалансированию народного хозяйства.
Сегодня невозможно обеспечить сбалансированный рост экономики при условии «параллельного» развития крупного и малого бизнеса, практически не взаимодействующих друг с другом.
Нельзя также не учитывать новую объективную тенденцию в экономике развитых капиталистических стран, выражающуюся в отходе от гигантомании — стратегии, господствовавшей с начала века. Необходимо признать и нам, что во многих случаях небольшое производство оказывается намного эффективнее крупного, что курс на сочетание предприятий разных размеров в настоящее время наиболее правильный для улучшения приспособляемости предприятий к современным требованиям хозяйствования.
Из множества возможных направлений интеграционного сотрудничества крупного и малого предпринимательства наиболее перспективным, на наш взгляд, является развитие отношений на основе субконтрактации и аутсорсинга.
Субконтрактная система — одна из форм производственной кооперации между крупными предприятиями и мелкими производителями. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию имеющихся ресурсов. Методика субконтрактной системы состоит в следующем: две стороны — контрактор и субконтрактор заключают между собой соглашение. Контрактор поручает одному или нескольким предприятиям (субконтракторам) производство деталей, комплектующих или узлов необходимых для производства конечного продукта. Субконтрактор производит работы в соответствии с техническими условиями, предоставленными контрактором.
Построение взаимоотношений между малыми и крупными предприятиями с использованием субконтрактной системы наиболее характерно для сферы производства. Вопрос об использовании субконтрактации решается исходя из двух основных критериев — производственной мощности и технической специализации предприятия. Первый вариант: субконтрактация на основе производственных мощностей, когда контрактору не хватает своих собственных производственных мощностей для выполнения заказа в полном объеме, а создание дополнительных мощностей невыгодно и нежелательно. При таком варианте контрактор нанимает субконтрактора для выполнения остального объема заказов, получаемых контрактором. Данная форма субконтрактации используется при нестабильности объема заказов, получаемых контрактором. Второй вариант: субконтрактация на основе специализации. В этом случае контрактор желает воспользоваться определенными услугами субконтракторов, имеющих специальное оборудование и аппаратуру для производства сложных и требующих высокой точности работ. Такие субконтракторы обладают специальными техническими навыками (технологиями), необходимыми для определенных производственных процессов (производства изделий), и контракторы предпочитают пользоваться их услугами.
В России субконтрактная система находится в стадии формирования. Ещё Госкомитет по промышленной политике РФ (ныне упраздненный) выступал с инициативой ее создания, однако организационный механизм, связывающий крупных и мелких производителей, а также какое-либо законодательное закрепление данного механизма так и не появилось.
Между тем, в промышленно развитых странах субподряд практикуется довольно широко. В Японии, например, ещё с 1950-х гг. начал складываться принципиально новый подход к формированию отношений с поставщиками, суть которого заключалась в увеличении объема работ, передаваемых крупными компаниями на контрактной основе малым и средним специализированным фирмам, а также в сокращении общего числа прямых поставщиков комплектующих.
Например, объем комплектующих изделий в общей стоимости легковых автомобилей, выпускаемых ведущими автомобильными компаниями Японии «Тойота» и «Ниссан» составляет свыше 70%, выпускаемых корпорациями ФРГ «Фольксваген» и «Даймлер Бенц», достигает 60%, аналогичный показатель у американских корпораций «Форд» и «Дженерал моторс» — 50%. В ФРГ на долю субподрядчиков приходится 45% общего объема производства в транспортном машиностроении, 70-80% в сталелитейной промышленности, а в целом в обрабатывающей промышленности – более 25%3.
В России же система субконтрактинга ещё не получила должного распространения. Пока немногие крупные отечественные предприятия используют этот механизм, опирающийся на потенциал малого бизнеса. Хотя преимущества таких отношений между малыми и крупными предприятиями очевидны. Для контрактора основным преимуществом субконтрактации является сравнительно низкая себестоимость комплектующих и услуг, получаемых от мелких и средних предприятий, поскольку у них накладные расходы ниже. В результате сокращается себестоимость конечного продукта. Контрактору гарантирована поставка качественных и соответствующих техническим условиям изделий, и благодаря этому он может до минимума сократить товарно-материальные запасы. Кроме того, появляется возможность сократить размер капиталовложений в средства производства, сэкономить финансовые ресурсы, сократить управленческий штат и рабочую силу. Таким образом, контрактор может оптимизировать использование своих ресурсов, способствовать развитию новых технологий, производству технически сложных и высокотехнологичных изделий, разработке новых каналов сбыта и т.д.
Однако для малых предприятий, пожелавших включиться в субконтрактацию, существует немало препятствий. Прежде всего, малые предприятия в недостаточной степени располагают возможностями доступа к информации о текущих заказах, требованиях заказчиков к уровню менеджмента и качества. В большинстве своем малые предприятия не располагают необходимыми средствами для оплаты подготовки персонала и маркетинговых (промоутинговых) мероприятий, в том числе наиболее эффективных, таких как участие в выставках и ярмарках. Пока ещё незначительная часть малых предприятий располагает современными средствами связи (электронная почта) и возможностью постоянно использовать Интернет в качестве информационного канала для поиска и размещения информации. Крайне малое количество малых предприятий в состоянии провести и оплатить мероприятия по подготовке к сертификации систем управления качеством в соответствии со стандартом ИСО 9001, что является практически необходимым условием получения заказов от европейских партнеров.
Существенной проблемой, препятствующей становлению хозяйственной интеграции малого и крупного предпринимательства, является также «информационный вакуум»: крупные компании практически не имеют информации о потенциальных (производственных, сбытовых, инновационных и др.) возможностях и потребностях (в помещении, оборудовании и т.д.) малых фирм. В свою очередь, большинство малых фирм, обладая слабой «пробивной способностью» и не имея «нужных» связей, не может самостоятельно выйти на уровень руководства крупного предприятия для обсуждения возможных перспектив их совместной работы. В результате возникает парадоксальная ситуация: даже будучи заинтересованными в сотрудничестве, субъекты малого и крупного предпринимательства продолжают работать изолированно друг от друга.
Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит государственным структурам поддержки малого предпринимательства и общественным организациям самих предпринимателей. Так, в 1998 году в рамках совместного проекта Правительства Москвы в лице Московского Фонда поддержки малого предпринимательства, Российской Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) был создан Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства (далее — Центр), призванный заниматься изучением существующей в мире практики субконтрактации и развитием субконтрактных отношений в нашей стране. Центр является членом RIOST — международной ассоциации организации по развитию субконтрактации, производственной кооперации и партнерства.
Основной функцией Центра является обеспечение связи между крупными и малыми предприятиями. Получаемая Центром информация обрабатывается, систематизируется, уточняется и вносится в базу данных с подробным описанием производственных возможностей малых и крупных предприятий (производственные мощности, специализация, технические характеристики и спецификации станков и оборудования, качество продукции и объем свободных мощностей, которые могут быть задействованы для выполнения субконтрактных работ и др.). С этой информацией сотрудники Центра выходят на руководство крупных предприятий — потенциальных заказчиков, с которыми обсуждаются потребности их предприятий в комплектующих, а также осуществляется помощь в дальнейшем выборе из базы данных Центра возможных исполнителей заказа — субконтракторов. Созданная Центром база данных производственных возможностей предприятий доступна в Интернете (# где российские предприниматели могут разместить свой заказ или ввести данные о своем предприятии как о потенциальном субконтракторе.
Центр привлекает заказы не только от российских контракторов. Многие заказы приходят по международным каналам — Центр входит в международную систему центров субконтрактации ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по промышленному развитию) и является членом РИОСТ — Ассоциации организаций, специализирующихся в сфере субконтрактации. В 1999г. Центр представлял производственные возможности московских предприятий на специализированной ярмарке в Бильбао (Испания). По результатам участия в этой ярмарке заказы в Центр приходят до сих пор.
Помимо развития в России субконтрактной системы, которая в большей степени свойственна для сферы производства, особый интерес представляет сотрудничество малых и крупных предприятий на основе аутсорсинга. В основе этого направления лежит поиск вариантов передачи на изготовление части выполняемого заказа другим исполнителям при условии, что это будет дешевле, чем самостоятельное выполнение данной работы. Использование аутсорсинга позволяет предприятиям с небольшим числом сотрудников выполнять большой объем работ, пользуясь услугами аутсорсеров. Также аутсорсинг может рассматриваться как передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании. Имеется в виду, что этот подрядчик адаптирует свои универсальные средства и знания, учитывая конкретный бизнес заказчика за плату, определяемую сложившейся стоимостью на такие услуги. Малые предприятия зачастую сами используют аутсорсинг для повышения эффективности своей работы. Например, бухгалтерский учет и отчетность на многих малых предприятиях ведут специализированные организации.
Можно выделить следующие положительные моменты использования аутсорсинга:
•возможность повышения прибыльности бизнеса. Аутсорсинг снижает издержки обслуживания бизнес-процесса;
•использование чужого опыта. Вероятно, аутсорсинговая компания уже сталкивалась с проблемами, возникшими на вашем предприятии. С каждым разом она решает их все лучше;
•внедрение передовых технологий. Специализированная аутсорсинговая компания оперативно знакомится с новыми разработками и различными нововведениями, в результате чего появляется возможность их своевременного внедрения, что несомненно сказывается на конкурентоспособности компании, пользующейся услугами аутсорсера;
•повышение качества и надежности обслуживания. Аутсорсинговая компания обычно дает гарантии и несет ответственность за качество выполняемых работ (услуг).
Но наравне с преимуществами, есть и существенные недостатки использования аутсорсинга:
•опасность передачи слишком многих важных функций предприятия в руки аутсорсера;
•угроза утечки важной информации.
Тем не менее, на наш взгляд, аутсорсинг является перспективной формой интеграционного сотрудничества малого и крупного бизнеса.

1 Куликов В., Латышев Г., Николаев А. Образование финансово-промышленных групп (необходимость, цели и механизмы) / Российский экономический журнал. 1994. № 1. С.16.
2 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. 479с.
3 Крутик А.Б., Горенбургов М.Д. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации: Учебное пособие. — Спб.: Бизнес-пресса, 1998. 295с.

Данные
Дата публикации: 23 | 09 | 2009
Автор: Добронравов А.Н.
Источник: www.finman.ru
Добавлен: Бизнес-инкубатор "СодБи" Бизнес-инкубатор "СодБи"
Консультант; Тренер;
послать запрос
Назад
Комментарии



Новые эксперты
БизнесЦентр Эксперт-Павлодар
Консультант; Тренер;
Казахстан
консультант Айтбаева
Консультант;
Казахстан
Guzel Shabaykina
Консультант;
ОАЭ